I. Теоретико-методологические и правовые основы

 

АТУ страны – важная составляющая управления. АТУ призвано обеспечить наиболее удобную и рациональную связь, как между государством и его субъектами, так и между самими субъектами. Однако при анализе АТУ Российской Федерации (далее - РФ) приходится сталкиваться с рядом проблем по совершенствованию ее территориального устройства. Основной причиной которых является отставание в законодательной базе.

В РФ отсутствует специальное законодательство, определяющее основные принципы АТУ.

Начиная с 1924 года органами государственной власти РСФСР было принято более десяти законодательных актов, специально посвященных регулированию отдельных вопросов административно-территориального устройства краев, областей, автономных республик в составе РСФСР: Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 сентября 1924г.; «Общее положение о городских и сельских поселениях и поселках», постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 20 января 1931г.; «Инструкция о порядке передачи территорий, выделяемых в новую административную единицу или перечисляемых из одной административно-территориальной единицы в другую», постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 27 августа 1956 г.; «О передаче некоторых вопросов административно-территориального деления РСФСР на разрешение исполнительных комитетов краевых, областных Советов депутатов трудящихся и Президиумов Верховных Советов автономных республик», Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 сентября 1957 г.; «О порядке отнесения населенных пунктов к категории городов, рабочих и курортных поселков», постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 января 1965г.; «О порядке наименования и переименования административно-территориальных единиц, населенных пунктов, предприятий, колхозов, учреждений, организаций, улиц и площадей в РСФСР» и нек. др.[1]

В советский период вопросы административно-территориального устройства относились к компетенции федеральных органов власти и регулировались ''Положением о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР, утвержденным Указом Президиума Верховного Совета РСФСР'' от 17 августа 1982 г[2]. Оно определяло «критерии и порядок отнесения территорий к соответствующим категориям административно-территориальных единиц, порядок установления и изменения границ, присвоения наименования и переименования административно-территориальных единиц, учета и регистрации административно-территориальных единиц»[3]. (далее - АТЕ).

В настоящее время статья 5 Федерального Закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ"[4] наделяет субъект Федерации правом установления АТУ субъекта Федерации.

10 апреля 1992 г. Съезд Народных депутатов РФ одобрил Федеративный договор[5], подписанный представителями РФ и субъектов РФ (кроме Татарстана и Чечни), который включал в себя три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.

Р. Абдулатипов в этой связи отмечает, что Конституция 1993 г. закрепляет территориальный принцип федеративных отношений, в то время как Федеративный договор учитывал, в первую очередь, национальные, этнические начала российского федерализма[6]. В любом случае именно с заключения Федеративного договора, в Российском государстве наступил качественно новый этап развития внутригосударственных отношений. Главное на этом этапе - изменение основы правоотношений между федеральным и региональным уровнями власти, введение в практику разграничения предметов ведения и полномочий института публично-правового договора[7].

После подписания Федеративного договора, учитывая изменившиеся правовые основы государственного устройства, а также отсутствие сбалансированных механизмов государственно-территориального разграничения в России Верховный Совет РФ постановил «установить переходный период по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации до 1 июля 1995 года»[8]. В соответствии с этим постановлением предполагалось решать спорные территориальные вопросы только путём согласования интересов сторон, а также разработать законодательные акты РФ о границах в РФ и о порядке решения вопросов, связанных с изменением государственно-территориального и административно-территориального деления РФ. Самовольные захваты территорий и изменение территориальных границ запрещались. В период между принятием этого закона и истечением срока переходного периода, установленного в нем, была принята Конституция РФ 1993 года. Которая хотя и освещала вопросы изменения территориальных границ, но решить все вопросы АТУ не могла.

Первыми шагами к принятию закона по АТУ можно считать Закон РФ "О наименованиях географических объектов" от 18.12.97г. № 152-ФЗ, а также проекты законов РФ "О порядке изменения конституционно-правового статуса субъекта Федерации", "О порядке изменения границ субъектов Федерации",  "Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации"[9].

Еще одной существенной проблемой в области АТУ РФ является отсутствие «рамочного» законодательства об основах АТУ. Так по Закону РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 12 августа 1995 года[10], в ведении субъектов РФ отошли вопросы, которые более логично бы было решать на российском уровне - название исполнительных и представительных органов местного самоуправления, общие критерии отнесения населенных пунктов к тому или иному виду, а также единые названия административно-территориальных единиц (далее - АТЕ) и видов населенных пунктов. Частично эти вопросы призван решить новый Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года.

Также сейчас действует Градостроительный Кодекс РФ 1998 года[11], в котором на правовом уровне решаются вопросы Градостроительного планирования развития территории РФ, территорий субъектов РФ, территорий городских и сельских поселений, других муниципальных образований.

В области законодательной базы экономического районирования сейчас действует Постановление «Об уточнении состава экономических районов СССР»[12]. Но Постановлением Совмина СССР от 19.11.1982 N1005 был внесен ряд изменений. На сегодняшний момент в РФ 11 экономических районов (далее - ЭР). По которому в состав рассматриваемых нами районов входят: в Поволжский ЭР (далее – ПЭР) - Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Саратовская и Ульяновская области и в Северо-Кавказский ЭР (далее – СКЭР). - Республики: Адыгея, Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика, Кабардино–Балкарская Республика, Карачаево–Черкесская Республика, Республика Северная Осетия (В часть 1 статьи 65 Конституции РФ включены новые наименования субъектов РФ: Указом Президента РФ от 9 января 1996 года №20 Республика Северная Осетия – Алания вместо Республика Северная Осетия.), Краснодарский и Ставропольский край, Ростовская область.

Большое значение в вопросе территориальной организации управления имеет Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе"[13], в соответствии с которым было создано 7 федеральных округов (далее – ФО), в каждый из которых назначался полномочный представитель Президента РФ в федеральном округе. В частности по данному закону Самарская область вошла в состав Приволжского ФО, а Республика Северная Осетия – Алания в состав Южного ФО.

Нужно отметить, что после распада СССР каждый субъект РФ, входящий в тот или иной экономический район принял свой Устав или Конституцию. Так, например, Республика Северная Осетия - Алания приняла свою Конституцию[14], а Самарская область - Устав.[15]

Также с самих субъектах РФ действует еще целый ряд законов регулирующих вопросы АТУ. Например, в Самарской области: Закон Самарской области “Об административно-территориальном устройстве Самарской области”[16], Устав Сергиевского района Самарской области[17], Устав города Самары[18] и т.д.

 

 

Дальше          Оглавление

 



[1] Калинин С.П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Омск, 2001. С. 151-152. // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=241

[2]Положение о порядке решения вопросов административно-территориального устройства РСФСР от 17 августа 1982 г. // Ведомости Совета РСФСР. 1982 г. № 34. Ст. 1271. // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=105  

[3] Калинин С.П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации. Омск, 2001. С. 151-152. // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=241

[4] ФЗ ''Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ'' от 6 октября 1999 г. // Российская газета. 19 октября 1999 г.

[5] Постановление Съезда народных депутатов РФ от 10 апреля 1992 г. N 2689-I "О Федеративном договоре" // Гарант 5.5

[6] Абдулатипов Р. Россия на пороге XXI века: состояние и перспективы федеративного устройства. М., 1996. С. 83.

[7] Крылов Б. Федеративный договор заключен // Народный депутат. М., 1992. № 16 С. 58.

[8] Закон РФ "Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации" от 3 июля 1992 г. N3198-I // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=095 

[9] Законодательное Собрание Омской области. Проект закона РФ "Об общих принципах административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации"; 2002 // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=112

[10] Закон РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” от 28. 08. 95 № 154-ФЗ // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=094

[11] Градостроительный кодекс РФ от 7 мая 1998 г. N 73-ФЗ (с изменениями от 30 декабря 2001 г., 10 января 2003 г.) // Гарант 5.5

[12] ЦК КПСС Совет Министров СССР «Постановление от 19.09.63 № 1028 Об уточнении состава экономических районов СССР» // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=108

[13] Указ Президента РФ от 13 мая 2000 г. N 849 "О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе" // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=114

[14] Конституция Республики Северная Осетия – Алания, 1994. // http://roszakon.by.ru/konst/severnaia-osetia/osetkonst3.htm

[15] Устав города Самары. Самара, 1996. //  http://www.legislature.ru/ruconst/samarsk.html

[16] Закон Самарской области “Об административно-территориальном устройстве Самарской области” от 13. 06. 1997 №9-ГД http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=099

[17] Устав Сергиевского района Самарской области.  Самара, 1997. // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=116

[18] Устав города Самары. Самара, 1996. // http://www.tur.samara.ru/cgi-bin/query.pl?act=out&id=117