1.1.2. Состояние и проблемы современного АТУ России. Госудаpственно-теppитоpиальное устpойство,
закрепленное сначала в Федеративном договоре (апрель 1992 года), а затем и в новой Конституции России
(декабрь 1993 года) не только
оставляет без изменения, но еще более
усугубляет уже давно существующие и
требующие разрешения проблемы в вопpосе АТУ Федерации и ее субъектов. До
1990 года в РСФСР было 73 АТЕ (6
кpаев, 49 областей, 16 АССР и два города федерального значения
Москва и Ленингpад), а сейчас их стало 89.
Россия
является не только самым большим по территории, но и одним из самых
сложноуправляемых государств мира, что определяется числом АТЕ (89),
количеством их видов (6) и разницей между ними по численности населения (более 400 раз). Только 13
стран мира имеют число АТЕ свыше сорока[1],
в том числе лишь одна федерация - США.
Мировой практике известны, как правило, не более
двух-трех видов АТЕ - основные (области, провинции, штаты и т.д.) и особые:
столица и автономии. Количество АТЕ и число их видов по крупнейшим странам
мира, входящим в первую десятку по размеру территории и численности населения, а также по
федеративным государствам, приведено в таблице 2.
Особое положение России наглядно видно как по число
АТЕ (89), гораздо большему, чем у следующих за ней Японии (61) и США (51), так
и по числу их видов (6). Всего два из числа крупнейших государств мира -
Бразилия и Аргентина имеют по три вида АТЕ, а все остальные еще меньше.
Наибольший интерес вызывает сравнение России по
количеству и средней численности населения субъектов Федерации с другими
федеративными государствами. Более широкие полномочия АТЕ в федеративных го- сударствах, чем в унитарных
требуют и их более крупной величины по численности населения. Логика здесь прослеживается четко: большим правам
должны соответствовать и большие возможности
бюджета, что напрямую зависит от численности населения.
Поэтому федеративные государства, как правило, имеют меньшее количество АТЕ и
среди них чрезмерная раздробленность России проявляется особенно наглядно.
По сравнению со следующим по числу АТЕ федеративным
государством - США - число субъектов Российской Федерации больше в 1.7 раза, с
Индией и Мексикой - в 2.8 раза, а со всеми остальными федерациями - более трех раз.
Из 8-ми федеративных государств, средняя численность населения субъекта
федерации в которых меньше чем в России, шесть по общей численности населения
уступают России более чем в 10 раз или практически не могут быть сравнимыми. А
по сравнению, например, с США и Германией средняя численность населения
субъекта Федерации в России меньше в
три раза или на три с лишним миллиона человек.
Если
взять Самарскую область
с населением в
3.4 млн. человек,
Количество АТЕ и число их видов по 10-ти крупнейшим по
территории, населению, а также по федеративным государствам мира [2]
Страны |
Терри-тория (млн. кв. км) |
Насе- ление (млн. чел.) |
Число АТЕ |
Число видов АТЕ |
Сред. числен. населен. АТЕ (млн.чел.) |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Австрия[3] |
0,08 |
8 |
9 |
1 |
0,9 |
Бельгия |
0,03 |
10 |
9 |
1 |
1,1 |
Венесуэла |
0,9 |
20 |
24 |
4 |
0,8 |
Германия |
0,4 |
82 |
15 |
1 |
5,4 |
Малайзия |
0,3 |
20 |
15 |
2 |
1,3 |
Мексика |
2,0 |
90 |
32 |
2 |
2,8 |
Объед. Араб. Эмираты |
0,08 |
2 |
7 |
1 |
0,3 |
Швейцария |
0,04 |
7 |
23 |
1 |
0,3 |
Россия |
17,1 |
148 |
89 |
6 |
1,7 |
Канада |
10,0 |
30 |
12 |
2 |
2,5 |
Китай |
9,6 |
1221 |
31 |
3 |
39,4 |
США |
9,4 |
263 |
51 |
2 |
5,2 |
Бразилия |
8,5 |
156 |
27 |
3 |
5,8 |
Австралия |
7,7 |
18 |
8 |
2 |
2,3 |
Индия |
3,3 |
936 |
32 |
2 |
29,3 |
Аргентина |
2,8 |
35 |
24 |
3 |
1,5 |
Судан |
2,5 |
27 |
19 |
1 |
1,4 |
Алжир |
2,4 |
27 |
48 |
1 |
0,6 |
Саудовская Аравия |
2,2 |
17 |
4 |
1 |
4,2 |
Индонезия |
2,1 |
190 |
26 |
1 |
7,3 |
Нигерия |
0,9 |
110 |
20 |
2 |
5,5 |
Пакистан |
0,8 |
126 |
5 |
4 |
25,2 |
Япония |
0,4 |
125 |
61 |
2 |
2,0 |
Бангладеш |
0,1 |
118 |
4 |
1 |
29,5 |
являющуюся в масштабах России крупным регионом, то ей
примерно равен по численности населения штат Колорадо, в США считающийся
небольшим. Разрыв по размеру
валового внутреннего продукта
(ВВП) между субъектами федерации
России, США или
Германии еще больше,
чем по численности населения.
Анализ числа АТЕ в прошлом и настоящем в России и в
зарубежных странах подтверждает наличие определенных закономерностей в вопросах
АТУ, которые будут рассмотрены ниже.
Во-первых, это определенные ограничения, или минимальные и максимальные
количественные пределы, числа АТЕ одного уровня. Во-вторых, это
ограничение числа видов АТЕ одного уровня в государстве. В-третьих, меньшее
число АТЕ в федеративных государствах по сравнению с унитарными.
При разнообразии видов субъектов федеpации:
pеспублики, кpая, области,
автономная область (Евpейская),
автономные окpуга, гоpода федеpального значения (Москва и
Санкт-Петеpбуpг) в России сейчас не существует абсолютно никаких
отличий краев от областей, автономной
области от автономных округов и
число видов регионов необходимо сократить.
АТУ в России связано с национально-территориальным
устройством. Их неразрывность вытекает из того, что
Россию населяют, в основном, коренные национальности, проживающие на земле своих предков, являющейся их исторической родиной.
Отсюда, предлагаемое иногда, полное игнорирование
национального вопроса при территориальном устройстве современной России представляется неверным. Однако
более преобладает, закрепленная в 3-й главе («Федеративное устройство») Конституции России,
противоположная точка зрения, когда
роль коренной национальности чрезмерно завышена. Это объясняется, на наш
взгляд, следующими обстоятельствами:
Во-первых, из
32-х национально-территориальных
образований России лишь в 9-ти
представители коренной национальности составляют большинство населения, а в
шести (из 20-ти) республиках, автономной
области и семи (из 10-ти) автономных округах представители коренной
национальности составляют менее
одной четвертой части от общей
численности населения.[4]
Всего же лица коренных национальностей составляют 38
процентов от общей численности населения
всех национальных республик и автономий, а проживающие в них русские 46 процентов.
Во-вторых, многие национально-территориальные
образования не охватывают большую часть коренного населения, проживающего на всей территории
России. Так, за пределами
своих национальных образований
проживают свыше одной трети башкир,
карелов, коми-пермяков, почти половина марийцев, чувашей и хантов,
большая часть татар (68 %), мордвы (71 %), эвенков (88 %) и подавляющее
большинство евреев (98 %).
В-третьих, среди проживающих в своих национальных образованиях, не считают родным языком
15 % чувашей, 24 % удмуртов, 25 %
башкир (большинство из них считают родным языком татарский), 48 %
карелов, а всего 870 тыс. человек или почти 9 % коренного населения республик и
автономий.
В-четвертых, национальности имеют неравное число
территориальных образований, а, следовательно и неравное представительство в
Государственной Думе и Совете Федерации. Больше чем любая другая
национальность имеют
национально-территориальных образований буряты - одна республика и два
автономных округа. Ненцы имеют два самостоятельных автономных округа и один
совместно с долганами. В то же время ханты и манси, кабардинцы и балкарцы,
карачаевцы и черкесы - имеют по одному национально-территориальному образованию
на две нации, а 20 народностей
Дагестана - одну республику.
В-пятых, говоря о национальном вопросе
современной России в связи с территориальным усройством, нельзя
не затронуть проблему
национальностей, проживающих в России,
но не имещих своих
национально-территориальных
автономий. Так, в России проживает 4.4 млн. человек украинцев, 1.2 млн.
человек белорусов, более чем по полмиллиона человек немцев, казахов и
армян, свыше трехсот тысяч азербайджанцев и более чем по сто тысяч
молдаван, цыган, грузин, узбеков и корейцев.
Началом нового подхода в национально-территориальном
вопросе по отношению к указанным народам можно считать образование национальных автономных районов немцев,
например, в Омской области и Алтайском крае.[5]
Еще большие возможности для решения проблемы национального самоопределения
народов, не имеющих компактных территорий для проживания, открывает закон «О
национально-культурной автономии»[6].
Таким образом,
национально-территориальное
устройство России, начавшее формироваться с образования большинства
автономных республик и областей еще в
начале 20-х годов, а большинства
автономных округов - в 1930 году, и с тех пор остающееся в основном без
изменений, нуждается в значительных коррективах.
Неpациональность
современного АТУ России подтвеpждается тем, что многие теppитоpиальные оpганы упpавления и организации не
вписысываются в гpаницы
существующих субъектов Федеpации, а объединяют несколько регионов.
Межобластные органы управления большую роль играют в энергетике
(объединенные энергосистемы), на
транспорте (управления железных дорог,
гражданской авиации, пароходства),
в специализированных строительных организациях и проектных организациях.
Большинство министерств и федеральных служб, имеющих
свои территориальные органы на местах,
из-за удобства управления, образуют их на межрегиональном уровне. Это
военные округа Минобороны, организации гидрометеорологии, водного и рыбного хозяйства,
Госгортехнадзора, Госстандарта и другие.
В случае непосредственного создания федеральных органов на уровне субъектов Федерации
возникают сложности с управляемостью. Например, «структура Центрального банка
России такова: «наверху» центральный аппарат, ... и «снизу»
- 83 территориальных управления ...
При соотношении 1:83 двухступенчатая структура слишком громоздка: ею почти невозможно эффективно управлять, сложно аккумулировать и обрабатывать
разнородную информацию с мест. Трудно учесть и все нюансы различных регионов...
Однако пока ЦБ пытается объять необъятное. А в результате многие вопросы территориальных
управлений не находят ответа у ЦБ или
же его решения принимаются без учета практических реалий» [7].
Есть межобластные
организации в связи,
образовании, науке, культуре.
Так, например, это центры и отделения Академии наук, кадровые центры Правительства на базе
бывших зональных партшкол. Новым типом межобластной управленческой организации
являются 8 ассоциаций делового сотрудничества,
объединяющих руководителей краев, областей и республик, например
«Сибирское соглашение», «Большая Волга», «Черноземье».
У межобластных организаций, имеющихся в большинстве
отраслей, нет единства по количеству и составу охватываемых областей и
республик. Тем не менее, наличие
значительного числа межобластных производственных и управленческих структур - еще одно подтверждение явного
несоответствия между экономическим и административным делением страны, излишней дробности последнего из них.
На наш взгляд, основной проблемой внутриобластного
АТУ на уровне районов и общин в целом
по России является медленная, но устойчивая тенденция к их разукрупнению,
что отчетливо видно из приложения 3 и рис.1. Само
по себе разукрупнение не является проблемой или недостатком, если за этим не
происходят или не накапливаются негативные процессы. Выявление этих процессов,
а также выработка мер по их устранению, на примере Самарской области, является
задачей данного исследования.
К числу проблем современного АТУ и экономического
районирования относятся проблемы
в наименованиях и понятиях АТЕ. Так, например, слово «район» (вместе с
производным от него понятием «районирование») существует, во-первых,
как одно из
основных понятий географии, и не только экономической. Его употребление начинается от понятия
крупного (или основного) экономического района, до уровня микрорайона
города.
Во-вторых, район - это АТЕ внутри области или
крупнейшего города. Причем, городской район России по численности населения
отличается от района области, в среднем превышая последний примерно в 4-5 раз.
Столь широкое и разнообразное применение одного слова
вызывает необходимость в дополнительных пояснениях при его применении, с чем
пришлось столкнуться и в данной работе.
Надо справедливо отнести к числу отживших и
наименование АТЕ советской эпохи «сельсовет». И дело даже не в том, что
советов, как органов местного самоуправления сейчас в России нет. Понятие
«сельский Совет» всегда существовало в двух видах: как АТЕ и как орган местной
власти на данной территории, что вносило определенную путаницу. На более
высоких уровнях эти понятия разделялись: «район» - «райисполком»; «область» -
«облисполком». В литературе и нормативных актах советского периода применялось
понятие «сельисполком», но в повседневной жизни оно не употреблялось.
Неудачной, по той же причине, является и термин
«сельская администрация», в большинстве случаев сменивший сельсовет.
Название АТЕ должно состоять из одного
слова. В качестве примера можно было бы предложить термин «община», который
применяется в качестве низового органа АТУ в Болгарии и Югославии. Также он
применялся в ряде работ по территориальному устройству советского периода, в
качестве укрупненного сельского совета.[8]
Аналогично с упорядочением понятий АТЕ необходимо
определиться с понятиями населенных пунктов, а также с критериями отнесения
населенных пунктов к тому или иному виду. Здесь, не ставя задачу копирования
старой, дореволюционной системы терминов, обозначающих населенные пункты,
все-таки необходимо обратиться к опыту той поры (табл. 3).
Типы населенных пунктов в России и в Самарской области
Россия
(1899г.) [9] |
Самарская область
(1992г.) [10] |
Губернский и областной город |
Город областного подчинения |
Уездный город |
Город районного подчинения |
Безуездный город |
Поселок городского типа (рабочий поселок) |
Заштатный город |
|
Пригород |
|
Посад |
|
Слобода |
|
Местечко |
|
Колония |
Ж.-д. казарма, казарма |
Станица |
Ж.-д. разъезд, разъезд |
Станция жел. дор. |
Ж.-д. станция, станция |
Селение, село |
Село |
Поселок |
Поселок |
Деревня |
Деревня |
Завод |
Хутор |
Крепость |
Аул |
Укрепление |
Кошара |
Порт |
Будка |
Рудник |
Кордон |
Несмотря на то, что численность и удельный вес городского населения сто лет назад были несравненно меньше, число
наименований, обозначаемых городские населенные пункты, превышает современное.
Основными признаками, определяющими принадлежность
населенных пунктов к городским поселениям в России, являются численность
населения и удельный вес рабочих, служащих и членов их семей. Последний
признак сейчас явно устарел и не отражает важнейших отличительных
особенностей городского населенного пункта. Можно привести много примеров,
когда рабочие живут в населенных пунктах, которые являются по застройке чисто сельскими. Или, наоборот, работники сельхозпредприятий проживают в
благоустроенных по городскому населенных пунктах.
Село и деревня. До революции эти два понятия,
обозначавшие две основные российские разновидности сельских населенных мест,
четко отличались друг от друга. В селе была церковь, а в деревне ее не было.
Сейчас никаких официальных различий между ними нет. Обычно подразумевается, что
село более многочисленно по населению. В большинстве своем это действительно
так. Но далеко не всегда. Например, в Самарской области в деревне Владимировка
Краснопоселенской общины Елховского района число жителей 136 человек, а в селе
Заблоцкое той же общины - 4 человека. В Красноярском районе в Хилковской общине в деревне Екатериновка проживает 280
человек, а в селе Краково-47 человек. Всего по области сел, с числом жителей
менее 100 человек - 62, а деревень, превышающих эту численность – 37.
Поселок. Единого, общепризнанного критерия для данного
вида населенного пункта также не существует. Для этого необходимо определить, в
чем отличие поселка от других сельских населенных пунктов, и, прежде всего от
рассматриваемых нами сел и деревень.
На основании
анализа истории и современного состояния АТУ в России и Самарской
области, общероссийских и региональных
законодательных и нормативных актов по данной проблеме в настоящем исследовании
(см. гл. 4, п. 3) предпринята попытка дать
ответы на некоторые из вышеизложенных
вопросов.
[1] Атлас мира. М., ГУГК СССР, 1990.
[2] «Атлас мира», М., ГУГК СССР, 1990; Российский статистический ежегодник. М., Статиинформ, 1998.
[3] Курсивом выделены федеративные государства. Перечень федеративных государств взят по двум источникам: В.Н.Лексин, А.Н.Швецов. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. М.: УРСС, 1997, с.70 и С.Н.Бабурин. Территория государства: правовые и геополитические проблемы. М.:Изд-во Московского университета, 1997, с. 134-135
[4] Здесь и далее - данные переписи 1989г.
[5] см. Численность населения РФ по городам, п.г.т. и районам на 1.01.97г. М., Госкомстат, 1997.
[6] Федеральный Закон от 17.06.96г. № 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» // «Российская газета», № 118, 25.06.96.
[7] Можно ли объять необъятное. «Экономика и жизнь», № 11, маpт 1993 г., стp. 7.
[8] См. например, Вахт В.А., Репп Х.О. Территориальное и отраслевое управление на уровне сельсовета и сельскохозяйственного предприятия (на примере Эстонской ССР) // Географические аспекты управления. «Вопросы географии». Сб. 109, М., 1978, с. 207; Хорев Б.С. Региональная политика в СССР. М., «Мысль», 1989, с. 137.
[9] Энциклопедический словарь Брокгауза -Ефрона, 1899, т. XXVII, (54), c.115
[10] Справочник административно-территориального деления Самарской области на 1.02.92г., Самара, обл. совет нар. депутатов, «Самара», 1992.