Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1. Использование метода «взвешенных баллов» наряду с другими научными методами исследования дает положительный результат в оценке перспективного АТУ субъекта Федерации. Проблема совершенствования АТУ внутри субъектов Федерации вписывается, в основном, в схему районной планировки области и проекты районной планировки административных районов, а рассмотренный метод «взвешенных баллов»  мог бы быть использован  при этом как инструмент.

2. За последние 30 лет при сокращении численности сельского населения Самарской области почти на 140 тыс. человек число районов увеличилось с 23 до 27, а общин- с 269 до 324. Средняя численность населения общины сократилась в 1.5 раза. Эти факты, а также снижение численности сельского населения в перспективе, возрастающие трудности бюджетного финансирования вместе с развитием дорожной сети и средств связи делают необходимой проведение реформы АТУ внутри области.

3. Проведенные расчеты по балльной системе АТУ Самарской области дают следующий эффект:

1) в результате балльной оценки перспективного АТУ общин в 9 анализируемых районов области получен двойной эффект. Во-первых, экономия управленческих расходов в каждой ликвидированной общине, которую ориентировочно можно оценить в 250 тыс. рублей в год. Во-вторых, более значительный социально-экономический эффект от создания системы расселения с тяготением от периферийных населенных пунктов к центру. Создание устойчивого социально-экономического тяготения внутри общины значительно повышает эффективность строительства и эксплуатации объектов производственной и социальной инфраструктуры, повышает  удобства для населения.

2) экономия за счет ликвидации расходов на содержание органов управления в районах и городах областного подчинения ориентировочно составит по каждому району и городу в отдельности от 10 до 50 млн. рублей в год по всем статьям затрат;

3) за счет сокращения почти в 1.5 раза числа АТЕ на областном уровне улучшается управляемость областью, снижаются управленческие расходы во всех областных организациях. В наиболее крупных из них реформа позволит осуществить сокращение штатов и автотранспорта;

4) сокращаются различия между городами и районами области по численности населения и экономическому потенциалу. Повышение минимальных значений в численности населения  и других важнейших показателях среди районов и городов, а также сокращение разницы между ними, ведет к упрощению управления со стороны областных структур, расширению возможностей для передачи части управленческих и производственных функций от областных организаций к городским и  районным;

5) значительно улучшатся показатели, характеризующие качество   системы расселения  и  АТУ области:

повышается статус  и увеличивается  средняя численность населения районных центров. Число сел-райцентров сокращается с 20 до 11;

улучшается экономико-географическое положение райцентров за счет их приближения к железнодорожным станциям  и речным портам;

увеличивается  удельный вес городского населения в районах;

территория, подведомственная городу Самаре приводится в соответ-ствие с границами пригородной зоны, а большая часть  ГПНП «Самарская Лука» включается в состав вновь образованного Жигулевского района.

4. Наряду с положительными результатами в реформе АТУ на уровне городов и районов будут иметь место и негативным явления:

сокращение управленческого аппарата в каждом  ликвидируемом райцентре, приводит к ликвидации 400-800 рабочих мест;

одновременно высвобождаются тысячи кв. м площадей, занятых различными районными и городскими организациями, перепрофили-рование которых потребует определенных денежных средств;

увеличение  территории районов приведет к росту максимальной удаленности центров общин от райцентра в среднем по области с 45 км до 59 км или в 1.3 раза.

Эти отрицательные последствия реформы можно значительно снизить за счет спланированного  и поэтапного ее проведения сроком в 5 - 8  лет. В плане проведения реформы необходимо предусмотреть:

1) развитие местного самоуправления, способствующего передаче управленческих функций на нижестоящие уровни, в том числе:

увеличение числа депутатов во всех органах местного самоуправление и расширение их полномочий;

обязательное избрание старост во всех сельских населенных пунктах, независимо от численности населения;

передача старостам частично полномочий работников аппарата сельских администраций;

установление в каждом населенном пункте, где отсутствуют органы местного самоуправления, на доме старосты государственного флага РФ;

2) трудоустройство высвобождаемых управленческих кадров на вакантные должности, появляющиеся во всех управленческих структурах области, городов, районов и общин;

3) повышение квалификации и переобучение кадров, подлежащих высвобождению;

4) направление  части сэкономленных в результате реформы средств:

на увеличение дотаций на проезд в междугородних автобусах на маршрутах, связывающих населенные пункты ликвидируемых районов с новыми райцентрами;

на строительство новых дорог и линий связи;

на пополнение фондов занятости территорий, попадающих под реформирование.

5. Для совершенствования АТУ  внутри субъектов Федерации и России в целом необходимо принятие  Закона РФ «Об основах административно-территориального устройства в Российской Федерации». Это вытекает

из Закона РФ “Об установлении переходного периода по государственно-территориальному разграничению в Российской Федерации” от  03.07.92г. № 3198-1, которым предусмотрено разработать соответствующее законодательство о порядке изменения административных границ  в Российской Федерации;

из-за несовершенства Конституции РФ и Закона РФ “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” от 12.08.95г., которые в целом отдают на откуп субъектам Федерации даже вопросы, которые целесообразнее было бы решать на российском уровне. Например, это название исполнительных и представительных органов местного самоуправления, органов общественного самоуправления, АТЕ и отличительные признаки населенных пунктов. Имеющиеся недостатки в данном вопросе, с которыми пришлось столкнуться в настоящей работе, а также определения АТЕ и типов населенных пунктов, предложенные  автором, приведены в  п.4.3.

6. Не смотря на отмеченные недостатки в существующем законодательстве по местному самоуправлению в вопросах изменения границ АТЕ сделан очень важный шаг в сторону развития народовластия, когда обязательным становится учет мнения населения. Это повышает требования к научному обоснованию изменения границ АТЕ, знанию при этом конкретных условий и особенностей местности.

7.   Анализ опыта экономического районирования 20-х годов и ад­министративно-территориального реформирования 50-х-60-х годов, настоятельно требует, на наш взгляд, вернуться на новом этапе к вопросам совершенствования АТУ через СЭР. На этой основе  необходимо совершенствовать АТУ на всех уровнях: от СНП и городских микрорайонов  до федеративного устройства всего государства  включительно.

 

Дальше                       Оглавление