Введение

 

Актуальность исследования. Кризисные, переломные периоды в развитии любого государства способствуют ломке старых административно-территориальных образований, проведению административно-территори-альной реформы. Радикальные изменения, происходящие в российском обществе и экономике, и, связанные с этими процессами кризисные явления, заставляют пересмотреть прежние взгляды и принципы административно-территориального устройства  (в дальнейшем - АТУ) государства на всех уровнях.

Современное АТУ сложилось на уровне существующих субъектов Федерации стихийно, в основном в 30-е годы и давно нуждается в пересмотре. На всех уровнях оно остается практически неизменным с середины 60-х годов, когда были ликвидированы результаты административной реформы, проводимой Н.С. Хрущевым (совнархозы, разделение областей на промышленные и сельскохозяйственные, укрупнение районов), и оно пока не затронуто процессом реформирования, начатым в 90-х годах. В этот период произошли отдельные изменения в АТУ.  На федеральном уровне повысился статус автономий, а на региональном уровне произошло незначительное разукрупнение районов и сельских администраций, как инерция процесса предшествующих лет, ликвидация внутригородского районного деления в ряде городов. Однако все эти преобразования носили, как правило, сугубо административный характер и не подкреплялись серьезными научными исследованиями, что часто порождало новые проблемы и противоречия.

На недостатки и проблемы АТУ субъектов Федерации, необходимость  их специального изучения,  до первичного уровня включительно, с  70-х годов указывают многие ученые, политические и общественные деятели нашей страны. От признания необходимости изменения АТУ до выработки действительно научно-обоснованных предложений по данному вопросу очень далеко. Дело в том, что как в научных работах, так и в публицистике и средствах массовой информации высказываются самые различные предложения по реформированию АТУ России на всех уровнях.

Принципиально новыми подходами к решению вопросов АТУ внутри субъектов Федерации стали законодательное регулирование этих вопросов самими субъектами Федерации, а также обязательный учет мнения населения, осуществляемый через  референдум, при изменении границ административно-территориальных единиц (АТЕ).

Вместе с тем отсутствие единых методологических и методических подходов в вопросах совершенствования АТУ на всех уровнях сдерживает процесс изменения административно-территориальных границ, на долгие годы оттягивая принятие решений по накапливающимся проблемам. Поэтому данная диссертация является новым направлением в исследовании территории и призвана восполнить пробел в данном вопросе.

Объектом исследования является субъект Российской Федерации - Самарская область. Предмет исследования -  АТУ Самарской области, прежде всего на уровне административных районов области и низовой системы АТУ - сельских администраций, волостей, округов и т.д. (в дальнейшем «общин»). Выбор объекта исследования определен тем, что основные показатели, характеризующие АТУ области и являющиеся первоочередными предметами данного исследования: число городов, районов, поселков городского типа и общин,  средняя численность населения районов и общин, являются во многом типичными для Поволжья и России в целом.

Целью исследования является обоснование направлений совершенствования перестройки АТУ Самарской области.

Исходя из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:

углубление теоретико-методологических вопросов социально-экономического районирования  (СЭР) и АТУ;

изучение истории АТУ России, Среднего Поволжья и Самарской области, зарубежного опыта АТУ;

анализ современных социально-экономических условий и ситуации в АТУ  Самарской области;

определение  принципов,  факторов  и показателей для оценки АТУ  на основе СЭР;

описание процесса оптимизации АТУ области по общинам и районам;

установление влияния вопросов местного самоуправления на АТУ.

Методологические и методические основы. Методологической основой  диссертации является системно-диалектический подход. При проведении исследования мы исходили из того, что вопросы АТУ являются комплексными и для их научного обоснования изучались труды ученых разного профиля: юристов, экономистов, географов, историков, социологов, экологов, архитекторов и т.д. Прежде всего, это экономисты и экономико-географы: А.А.Адамеску, П.М.Алампиев, И.Г.Александров, А.И.Алексеев, Н.Т. Агафонов, К.И.Арсеньев,  Н.Н.Баранский, Г.И.Баскин, В.К.Бугаев, В.В.Воронин, К.Д. Егоров, Т.М. Калашникова, А.М. Колотиевский, В.В.Кистанов, Н.Н. Колосовский, Э.А. Медведкова, С.Я.Ныммик, А.М.Трофимов, П.Хаггет, Б.С.Хорев, А.И.Чистобаев, М.Д.Шарыгин и др.

Были  изучены  также  работы  по  вопросам  государственного и территориального устройства и управления:    юристов -  А.В. Лужина, В.А. Немцева, Р.С. Павловского, М.А. Шафира, В.А. Ржевского, Д.Л.Златопольского, А.А.Транина; историков - В.О.Ключевского, П.П.Черкасова, Д.В.Чернышевского; других ученых,  политиков, писателей, публицистов и государственных деятелей  - Р.Г. Абдулатипова, С.Н.Бабурина, А.И.Васильчикова, В.Н.Лексина,  А.И.Солженицына, А.Н.Швецова и др.

В работе применялись методы комплексной балльной оценки на основе корреляционных моделей; исторический, статистический, сравнительный, картографический,  ключей, группировок и др.

Информационной базой исследования послужили материалы Госкомстата России и Облкомстата Самарской области, Российской государственной библиотеки  и Самарской областной библиотеки, ведомственные материалы областных организаций: экономики, архитектуры, сельского хозяйства, дорожного хозяйства, связи, образования, здравоохранения, службы занятости и других. В работе нашли отражение отдельные положения научных исследований и проектных организаций, материалы периодической печати.

Научная новизна работы заключается в углублении методологических и методических вопросов АТУ на основе СЭР. Расширена типовая методика по методу взвешенных баллов, введены три новых статистических показателя, увязывающих численность населения сельских населенных пунктов, их удаленность от административных центров и качество дорог.  Таким образом,  в работе сделана попытка применения использованного нами подхода к вопросам совершенствования АТУ  для других субъектов Федерации.

Ожидаемый научный результат работы определяют:

 степень выявления взаимосвязей,  сходства и различия между СЭР и АТУ; 

 определение новых принципов и факторов для создания и изменения АТЕ, в том числе определение  оптимального и предельно-допустимого числа нижестоящих звеньев в управлении АТЕ;

 предложения по изменению наименований АТЕ, типов городских и сельских поселений,  критериям отнесения населенных пунктов к тому или иному типу.

Практическое значение. Защищаемые в работе положения сформировались в процессе  практической работы автора в районных и городских плановых и финансовых органах, территориальных представительствах федеральных органов, преподавания на курсах повышения квалификации работников местных органов Госплана РСФСР- Минэкономики РФ, а также депутатской работе на районном и городском уровнях.

 В результате административно-территориальных преобразований, являющихся итогом данного исследования, достигается:

повышение эффективности  производства, сферы обслуживания и местного самоуправления;

улучшение бюджетного обеспечения, снижение дотационности местных бюджетов, в том числе за счет  экономии расходов на содержание органов государственного  управления и местного самоуправления;

улучшение социально-бытового, правового и иного обслуживания населения;

расширение и развитие территориального общественного самоуправления, как одной из форм демократизации общества.

Материалы диссертации могут быть использованы при совершенствовании АТУ других субъектов Федерации и России в целом, в разработке схем и проектов районной планировки, отраслевых схем и проектов размещения объектов производственной и социальной инфраструктуры,  в учебном процессе при преподавании экономической  и социальной географии.

Апробация работы. Основные положения исследования обсуждались на Всероссийских и региональных  научно-практических конференциях в городах Самаре (1995, 1996 и 1998 г.г.)  и Перми (1999г.).  Основные выводы исследования изложены в 9 публикациях, общим объемом 4.0 п.л.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех основных глав, заключения, перечня использованной литературы и приложений.

Первая глава посвящена теоретико-методологиическим вопросам экономического районирования и АТУ. В ней освещены следующие вопросы: основные понятия,  принципы и проблемы современного АТУ России; методология и методика СЭР; взаимосвязь, сходства и различия СЭР и АТУ.

Во второй главе дается анализ современного состояния АТУ  Самарской области. Она состоит из следующих параграфов: исторический обзор АТУ Самарской области; современное экономико-географическое положение и АТУ Самарской области; состояние и тенденции социально-экономических условий и их влияние на АТУ Самарской области.

В третьей главе рассматриваются принципы,  факторы  и показатели, используемые при совершенствовании АТУ  на основе СЭР по методу «взвешенных баллов»: сначала общие принципы и факторы для общин и областных районов, а затем по каждому из указанных видов в отдельности.

В четвертой главе описывается сам процесс районирования АТУ  области по методу «взвешенных баллов»,  отдельно по общинам и районам; раскрывается влияние российского и местного законодательства и нормативных актов по вопросам местного самоуправления на АТУ.

 

Дальше                       Оглавление