Актуальность исследования. Кризисные, переломные периоды в развитии любого государства способствуют ломке старых административно-территориальных образований, проведению административно-территори-альной реформы. Радикальные изменения, происходящие в российском обществе и экономике, и, связанные с этими процессами кризисные явления, заставляют пересмотреть прежние взгляды и принципы административно-территориального устройства (в дальнейшем - АТУ) государства на всех уровнях.
Современное АТУ сложилось на уровне существующих субъектов Федерации стихийно, в основном в 30-е годы и давно нуждается в пересмотре. На всех уровнях оно остается практически неизменным с середины 60-х годов, когда были ликвидированы результаты административной реформы, проводимой Н.С. Хрущевым (совнархозы, разделение областей на промышленные и сельскохозяйственные, укрупнение районов), и оно пока не затронуто процессом реформирования, начатым в 90-х годах. В этот период произошли отдельные изменения в АТУ. На федеральном уровне повысился статус автономий, а на региональном уровне произошло незначительное разукрупнение районов и сельских администраций, как инерция процесса предшествующих лет, ликвидация внутригородского районного деления в ряде городов. Однако все эти преобразования носили, как правило, сугубо административный характер и не подкреплялись серьезными научными исследованиями, что часто порождало новые проблемы и противоречия.
На
недостатки и проблемы АТУ субъектов Федерации, необходимость их специального изучения, до первичного уровня включительно, с 70-х годов указывают многие ученые,
политические и общественные деятели нашей страны. От признания необходимости
изменения АТУ до выработки действительно научно-обоснованных предложений по
данному вопросу очень далеко. Дело в том, что как в научных работах, так и в
публицистике и средствах массовой информации высказываются самые различные
предложения по реформированию АТУ России на всех уровнях.
Принципиально
новыми подходами к решению вопросов АТУ внутри субъектов Федерации стали
законодательное регулирование этих вопросов самими субъектами Федерации, а
также обязательный учет мнения населения, осуществляемый через референдум, при изменении границ
административно-территориальных единиц (АТЕ).
Вместе
с тем отсутствие единых методологических и методических подходов в вопросах
совершенствования АТУ на всех уровнях сдерживает процесс изменения
административно-территориальных границ, на долгие годы оттягивая принятие
решений по накапливающимся проблемам. Поэтому данная диссертация является новым
направлением в исследовании территории и призвана восполнить пробел в данном
вопросе.
Объектом
исследования является субъект
Российской Федерации - Самарская область. Предмет исследования - АТУ Самарской области, прежде всего на
уровне административных районов области и низовой системы АТУ - сельских
администраций, волостей, округов и т.д. (в дальнейшем «общин»). Выбор
объекта исследования определен тем, что основные показатели, характеризующие
АТУ области и являющиеся первоочередными предметами данного исследования: число
городов, районов, поселков городского типа и общин, средняя численность населения районов и общин, являются во многом
типичными для Поволжья и России в целом.
Целью исследования является обоснование направлений
совершенствования перестройки АТУ Самарской области.
Исходя
из поставленной цели, в работе решаются следующие задачи:
углубление
теоретико-методологических вопросов социально-экономического районирования (СЭР) и АТУ;
изучение
истории АТУ России, Среднего Поволжья и Самарской области, зарубежного опыта
АТУ;
анализ
современных социально-экономических условий и ситуации в АТУ Самарской области;
определение принципов,
факторов и показателей для
оценки АТУ на основе СЭР;
описание
процесса оптимизации АТУ области по общинам и районам;
установление
влияния вопросов местного самоуправления на АТУ.
Методологические
и методические основы. Методологической
основой диссертации является
системно-диалектический подход. При проведении исследования мы исходили из
того, что вопросы АТУ являются комплексными и для их научного обоснования
изучались труды ученых разного профиля: юристов, экономистов, географов,
историков, социологов, экологов, архитекторов и т.д. Прежде всего, это
экономисты и экономико-географы: А.А.Адамеску, П.М.Алампиев, И.Г.Александров,
А.И.Алексеев, Н.Т. Агафонов, К.И.Арсеньев,
Н.Н.Баранский, Г.И.Баскин, В.К.Бугаев, В.В.Воронин, К.Д. Егоров, Т.М.
Калашникова, А.М. Колотиевский, В.В.Кистанов, Н.Н. Колосовский, Э.А.
Медведкова, С.Я.Ныммик, А.М.Трофимов, П.Хаггет, Б.С.Хорев, А.И.Чистобаев,
М.Д.Шарыгин и др.
Были изучены
также работы по
вопросам государственного и
территориального устройства и управления:
юристов - А.В. Лужина, В.А.
Немцева, Р.С. Павловского, М.А. Шафира, В.А. Ржевского, Д.Л.Златопольского,
А.А.Транина; историков - В.О.Ключевского, П.П.Черкасова, Д.В.Чернышевского;
других ученых, политиков, писателей,
публицистов и государственных деятелей
- Р.Г. Абдулатипова, С.Н.Бабурина, А.И.Васильчикова, В.Н.Лексина, А.И.Солженицына, А.Н.Швецова и др.
В
работе применялись методы комплексной балльной оценки на основе корреляционных
моделей; исторический, статистический, сравнительный, картографический, ключей, группировок и др.
Информационной
базой исследования послужили
материалы Госкомстата России и Облкомстата Самарской области, Российской
государственной библиотеки и Самарской
областной библиотеки, ведомственные материалы областных организаций: экономики,
архитектуры, сельского хозяйства, дорожного хозяйства, связи, образования,
здравоохранения, службы занятости и других. В работе нашли отражение отдельные
положения научных исследований и проектных организаций, материалы периодической
печати.
Научная
новизна работы заключается в
углублении методологических и методических вопросов АТУ на основе СЭР.
Расширена типовая методика по методу взвешенных баллов, введены три новых
статистических показателя, увязывающих численность населения сельских
населенных пунктов, их удаленность от административных центров и качество
дорог. Таким образом, в работе сделана попытка применения
использованного нами подхода к вопросам совершенствования АТУ для других субъектов Федерации.
Ожидаемый
научный результат работы определяют:
степень выявления взаимосвязей, сходства и различия между СЭР и АТУ;
определение новых принципов и факторов для
создания и изменения АТЕ, в том числе определение оптимального и предельно-допустимого числа нижестоящих
звеньев в управлении АТЕ;
предложения по изменению наименований АТЕ,
типов городских и сельских поселений,
критериям отнесения населенных пунктов к тому или иному типу.
Практическое
значение. Защищаемые в работе
положения сформировались в процессе
практической работы автора в районных и городских плановых и финансовых
органах, территориальных представительствах федеральных органов, преподавания
на курсах повышения квалификации работников местных органов Госплана РСФСР-
Минэкономики РФ, а также депутатской работе на районном и городском уровнях.
В результате административно-территориальных
преобразований, являющихся итогом данного исследования, достигается:
повышение
эффективности производства, сферы
обслуживания и местного самоуправления;
улучшение
бюджетного обеспечения, снижение дотационности местных бюджетов, в том числе за
счет экономии расходов на содержание
органов государственного управления и
местного самоуправления;
улучшение
социально-бытового, правового и иного обслуживания населения;
расширение
и развитие территориального общественного самоуправления, как одной из форм
демократизации общества.
Материалы
диссертации могут быть использованы при совершенствовании АТУ других субъектов
Федерации и России в целом, в разработке схем и проектов районной планировки,
отраслевых схем и проектов размещения объектов производственной и социальной
инфраструктуры, в учебном процессе при
преподавании экономической и социальной
географии.
Апробация
работы. Основные положения
исследования обсуждались на Всероссийских и региональных научно-практических конференциях в городах
Самаре (1995, 1996 и 1998 г.г.) и Перми
(1999г.). Основные выводы исследования
изложены в 9 публикациях, общим объемом 4.0 п.л.
Структура
диссертации. Диссертация состоит из
введения, четырех основных глав, заключения, перечня использованной литературы
и приложений.
Первая
глава посвящена теоретико-методологиическим вопросам экономического
районирования и АТУ. В ней освещены следующие вопросы: основные понятия, принципы и проблемы современного АТУ России;
методология и методика СЭР; взаимосвязь, сходства и различия СЭР и АТУ.
Во
второй главе дается анализ современного состояния АТУ Самарской области. Она состоит из следующих параграфов:
исторический обзор АТУ Самарской области; современное экономико-географическое
положение и АТУ Самарской области; состояние и тенденции
социально-экономических условий и их влияние на АТУ Самарской области.
В
третьей главе рассматриваются принципы,
факторы и показатели,
используемые при совершенствовании АТУ
на основе СЭР по методу «взвешенных баллов»: сначала общие принципы и
факторы для общин и областных районов, а затем по каждому из указанных видов в
отдельности.
В
четвертой главе описывается сам процесс районирования АТУ области по методу «взвешенных баллов», отдельно по общинам и районам; раскрывается
влияние российского и местного законодательства и нормативных актов по вопросам
местного самоуправления на АТУ.