пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ
пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ    [ENG] www.terrus.ru    пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ   пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ пїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅпїЅ

Территориальное управление в России: теория, история, современность, проблемы и перспективы

Раздел I. Теоретические и правовые основы территориального управления государством

Глава первая. Факторы формирования территориальных объединений

А.В. Усягин


1.1.3. Социально-политические факторы


Следующим, но не последним по важности фактором являются культурно-исторические условия. Уже на первых этапах формирования российской истории начинают сказываться такие важнейшие ее факторы, имевшие многообразные последствии в дальнейшем, как полиэтничность и поликонфессиональность (по крайней мере, двуконфессиональность) состава ее территории, предполагавшие, в свою очередь, и разнопорядковость уровней управления территориями. Предоставление этническим анклавам начал самоуправления и автономии влекло за собой, в свою очередь, некую экстерриториальность их управления.

Задолго до того, как принцип национально-государственного строительства был провозглашен в ХХ в. как краеугольный камень территориального устройства, этнические, этнографические и религиозные особенности учитывались в административном обустройстве страны: племенные различия были в основе разделения на княжества Киевской Руси; Казанский, Астраханский, Сибирский, Малороссийский приказы существовали в Московской Руси; императорская Россия знала такие формы территориального устройства, как Финляндское и Польское генерал-губернаторства, наместничество Кавказское, Область войска Донского и т.д. Тем более влияние этических факторов заметно в территориальном устройстве советского государства, которое использовало несколько иерархических форм национального обустройства: союзные и автономные республики, автономные области и округа.

Помимо чисто этнических факторов, влияет на территориальную организацию общества и наличие этнографических групп (таких, как казаки, поморы); до сих пор в региональном самосознании заметно дыхание киевских времен, былого разделения Руси на земли (Новгородскую, Рязанскую, Тверскую, Нижегородскую и т.д.); сильны областнические тенденции на территориях, относительно поздно вошедших в состав Российского государства (Урал, Сибирь). В других странах может быть заметным и влияние религиозных факторов (так, размежевание Сербии и Хорватии, Грузии и Аджарии имеет, прежде всего, конфессиональный характер). 

Наконец, можно выделить юридические факторы. Нормативно-правовая база, существующая в стране, может способствовать либо препятствовать реформированию территориального устройства, она задает условия, в рамках которых происходят территориальные изменения.

Традиционным в России было представление о том, что центральная власть может по своему усмотрению изменять административные границы и прочие параметры территорий, не принимая во внимание мнение как местных органов власти, так и самого населения. В последнее время возобладала противоположная тенденция, при которой центр выступает лишь в роли своего рода регистратора решений региональных властей, что тоже представляется некоторым перекосом.

Таково сочетание факторов, воздействующих на структуру территориального управления и обуславливающих направления его дальнейшего возможного развития. Нетрудно заметить, что разнообразные факторы, оказывающие воздействие на территориальное управление России, находятся друг с другом в конфликтных отношениях. Можно выделить факторы благоприятные (преимущественно равнинный рельеф местности, облегчающий контакты, развитая водная сеть, служащая транспортным средством) и неблагоприятные (климат, слабая заселенность большей части страны, слабое развитие дорожной сети). Кроме того, факторы можно подразделить на естественные (например, природно-географические) и антропогенные (экономические, юридические).

И, наконец, необходимо учитывать, что политическое управление не только воспринимает реально существующие факторы, но и искажает их действие, ступая тем самым в конфликтные отношения со всем комплексом объективных факторов территориального строительства.

Противоречивость взаимоотношений политических и географических факторов отчетливо проявляется, например, в избирательных кампаниях. Нарезка избирательных округов, как правило, противоречит соображениям экономической и географической целесообразности и исходит из целесообразности политической (проходимости управляемых кандидатов). Это, естественно, затрудняет исследования в области электоральной географии, искажая границы электоральных предпочтений. Электоральная география показывает между тем значение не только современных, но и прошедших изменений территориального устройства: давно не существующие политические границы  выражаются в политическом сознании и в политическом поведении. В этой связи любопытны, в частности, исследования краснодарских политологов в области электорального поведения: ареалы голосования практически совпадают с волнами колонизации края.

Иначе говоря, изучая сочетание политических и неполитических факторов территориального управления, мы можем проследить не только воздействие географических, экономических и культурно-исторических факторов на политику, но и обратное воздействие – политики на экономику, географию, демографию и культурно-психологические особенности национального сознания и поведения.

Выводы:

  1. Особенности территориального устройства и территориального управления России предопределены взаимодействием ряда объективных факторов: географических, экономических, демографических, культурно-исторических, юридических.
  2. Объективные факторы вступают между собой зачастую в конфликтные отношения, в одних случаях способствуя территориальному расширению и развитию государства (рельеф, водная сеть), в других – препятствуя управлению территориями (климат, плотность населения).
  3. Учет объективных факторов в практике территориального строительства происходит на относительно позднем этапе развития государства, и инициатором разработки этих проблем становится не политико-административная, а научная элита.
  4. Современный этап территориального управления требует районирования, учитывающего комплексный характер воздействия вышеобозначенных факторов.


Обсудить на форуме               В начало

 


. : : © М. К. Шишков, М. Ю. Кормушин, 2002-2010 : : .
Rambler's Top100
Locations of visitors to this page

Реклама: